7.2 Иосифлянский раскол.
Следующим в череде церконо-канонических нестроений был иосифлянский раскол. Назван он по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых).
Первый шаг на пути к расколу митрополит Иосиф сделал, когда не признал Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Священного Синода от 12.09.1927г. о переводе его с Ленинградской кафедры на Одесскую. Несогласие это было официально выражено в Письме от 28.09.1927г. В нем митрополит Иосиф писал, что перемещение на Одесскую кафедру считает незаконным и ни в какой степени неприемлемым. Пусть дело его рассудит Собор архиереев, которому он окажет полное послушание. (13 - стр.121).
Напомним, что Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в 1926г., тогда еще архиепископ Ростовский, Иосиф был назначен на вдовствующую Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита. Назначение было принято. Однако, власти не позволили митрополиту Иосифу перебраться в Ленинград и он, насколько мог, управлял Ленинградской епархией из Ростова. Такое положение нельзя было считать нормальным и церковное руководство приняло решение о перемещении митрополита Иосифа на вдовствующую Одесскую кафедру, куда власти соглашались его пустить.
Отказ митрополита Иосифа принять новое назначение создавал очередную церковно-каноническую коллизию, которая осложнялась тем, что нестроения на этой почве начались в обоих епархиях - Ленинградской и Ростовском викариатстве Ярославской. Об этих нестроениях официально докладывали временно управляющий Ленинградской епархией Преосвященный Петергофский Николай (Ярушевич) и викарий Ярославской епархии Преосвященный Ростовский Иннокентий. Митрополит Сергий должен был искать выход.
Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и временный при нем Патриарший Священный Синод 12.10.1927 г. рассмотрели создавшуюся ситуацию. Была подтверждена целесообразность и каноническая правомерность перемещения митрополита Иосифа. Правомерность подтверждалась 14 Апостольским Правилом, 18 правилом Антиохийского Собора и толкованием на 15 правило 1 Вселенского Собора. Определением №119 было решено:
- оставить в силе прежнее постановление, т.е. считать митрополита Иосифа перемещенным на Одесскую кафедру; и предписать ему прекратить именоваться (митрополитом) Ленинградским.
- Преосвященным викариям Ленинградской епархии Димитрию и Серафиму предписать всякий выезд из пределов Ленинградской епархии совершать с ведома и благословения временно управляющего Ленинградской епархией Преосвященного Николая и вообще находиться в должных к нему, как временно управляющему епархией, отношениях (13 - стр. 123).
Далее митрополит Иосиф в письмах митрополиту Сергию и Экзарху Украины митрополиту Киевскому Михаилу вновь отказывается признать свое перемещение на Одесскую кафедру.
"Упрямство" митрополита Иосифа не имеет под собой никакой канонической основы, а опирается на чисто субъективные суждения. Так свое перемещение он связывает с "интригой кучки людей, которые не желают его пребывания на Ленинградской кафедре и которым митрополит Сергий старается угодить"
Решение же церковной власти, напротив, опирается на церковные каноны. Так 18 правило Антиохийского собора гласит:
"Аще кто, поставленный во епископа, не пойдет в тот предел, в который он поставлен, не по своей воле, но по неприятию его народом, или по другой причине, от него не зависящей : таковый да участвует и в чести и в служении епископском, токмо ни мало не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный собор тоя области, по представлению в оный дела".
Ситуация с митрополитом Иосифом вполне вписывается в приведенное правило: по назначении на Ленинградскую кафедру он не смог "пойти в тот предел" не по своей воле, но по причине от него не зависящей. Не будучи лишен епископского (митрополичьего) достоинства он должен ожидать решения о нем церковной власти.
Кроме того, Определение Поместного Собора 1917-1918гг. в примечании первом к статье 16 во второй главе "Об епархиальном архиерее" говорит: "В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев Высшей Церковной Властью" (13 - стр.126).
Нестроения в Ленинградской епархии по "делу" митрополита Иосифа достигли таких размеров, что к митрополиту Сергию отправилась депутация иосифлян с требованием отступиться от своих позиций. Завершилось это прямо-таки "ультиматумом" митрополиту Сергию. Он был сформулирован профессором протоиереем В. Верюжским в его Обращении о причинах нестроения в Ленинградской и других епархиях. В этом Обращении предлагалось:
- "1. Отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государству.
- 2. Отказаться от перемещений и назначений епископов помимо согласия на то паствы и самих перемещаемых и назначаемых епископов.
- 3. Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя
- 4. Удалить из состава Синода пререкаемых лиц.
- 5. При организации Епархиальных Управлений должны быть всемерно охраняемы устои Православной Церкви, каноны, постановления Поместного Собора 1917-1918гг. и авторитет епископата.
- 6. Возвратить на Ленинградскую кафедру митрополита Иосифа (Петровых).
- 7. Отменить возношение имени Заместителя
- 8. Отменить распоряжение об устранении из богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть"
14 декабря 1927г. митрополит Сергий передал иосифлянам свои ответы на шесть из восьми пунктов:
"1. Отказаться от курса церковной политики, который я считаю правильным и обязательным для христианина и отвечающим нуждам Церкви, было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно.
2. Перемещение епископов - явление временное, обязанное своим происхождением в значительной мере тому обстоятельству, что отношение нашей церковной организации к гражданской власти до сих пор оставалось неясным. Согласен, что перемещение часто - удар, но не по Церкви, а по личным чувствам самого епископа и паствы. Но, принимая во внимание чрезвычайность положения и те усилия многих разорвать церковное тело тем или иным путем, и епископ, и паства должны пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного.
3. Синод стоит на своем месте, как орган управляющий. Таким он был и при Патриархе, хотя тоже состоял из лиц приглашенных.
4. О митрополите Серафиме я не знаю ничего, кроме сплетен и беспредметной молвы. Для опорочения человека нужны факты, а не слухи. Не любят его за то, что он, имея некоторый кругозор, не остался при наших взглядах на наше государственное положение. А епископ Алексий допустил в прошлом ошибку, но имел мужество ее исправить. Притом, он понес такое же изгнание, как и некоторые из его теперешних недоброжелателей.
5. Устройство епархиального управления и, в частности, положение викарных епископов соответствует положению, выработанному на Соборе 1917 - 1918 гг. Беда только в том, что, вследствие давнего отсутствия в Ленинграде епархиального архиерея и епархиального управления, эта инструкция позабыта, и викарные архиереи привыкли действовать независимо.
6. Устранено не моление за сущих в темницах и пленении (в ектении оно осталось), а только то место, которым о. о. протодиаконы, в угоду известным настроениям, иногда злоупотребляли, превращая молитвенное возглашение в демонстрацию. Ведь не нужно забывать, что богослужение (литургия верных) у нас совершается не при закрытых дверях, как в древности, а публично, и потому подлежит правилам всяких публичных собраний. Моление же за власть является только естественным следствием нашего гражданского ее признания. Не поминали мы ее (Патриарх, впрочем, и сам поминал, и делал распоряжения о поминовении) только потому, что не решались открыто сказать, что мы ее признаем" (6 - стр.539).
Неудовлетворенные ответами, иосифляне стали готовить почву для разрыва отношений. Аргументы иосифлян изложены в письме епископа Гдовского Димитрия (Любимова) к духовенству ст. Сиверская. Логика обвинения митрополита Сергия такова: выпущенная им Декларация на сей момент уже привела к канонически недопустимым искажениям церковной жизни, что дает основание ставить вопрос об отношении к митрополиту Сергию. В письме приводится 5 обвинений в адрес церковной власти:
"1. Закрепление временного Синода, который, в сущности, не Синод, т. к. не представительствует совершенного лица Русской Церкви, а простая канцелярия, каковой первоначально представил ее митр. Сергий, закрепление его в качестве соуправляющего органа, без которого уже ни одно решение не исходит от митр. Сергия, что является незаконным и самочинным действием. Искажен самый патриарший образ управления Церковью.
2. Одновременно с таким самоограничением митрополита в своих правах является требование возносить имя его вместе с Местоблюстителем митр. Петром, что еще больше искажает единоличную форму правления Церковью, установленную Собором 1917 - 1918 гг., да и вообще противно духу св. Церкви, никогда не допускавшей на одно епископское место двух соуправителей или хотя бы именования двух имен с одинаковым значением.
3. Также незаконно и объясняемое, по словам митр. Сергия, лишь гражданскими причинами массовое (до 40 случаев) перемещение епархиальных епископов.
4. Такую же цель принизить значение епископа для епархии имеют и учрежденные ныне епархиальные советы, под надзор которых будет попадать каждый вновь назначенный на епархию епископ.
5. Незаконно и требование, обращенное митр. Сергием к русским православным людям, помимо отношения внешней подчиненности к гражданской власти, которую они доблестно являли в течение десяти лет, не нарушая гражданского мира и не восставая против законов страны, не противоречащих христианской совести, - незаконное требование от них и внутреннего признания существующего строя и общности в радости и печали с людьми, совершенно чуждыми и враждебными Церкви."
Приведенные обвинения практически не добавляют ничего нового к уже имеющимся. Ответы на них приведены выше. Добавим лишь следующее:
- по поводу возглашения имени Заместителя за богослужением. Это возношение носит не символический или декларативный характер, а является молитвой всей Церкви за того, кто несет бремя ответственности за нее и управления ею. Таковым в то время фактически являлся митрополит Сергий. Поэтому возношение его имени за богослужением вполне соответствует духу и смыслу этого места в богослужении.
- относительно учреждения епархиальных советов. " .. это дело не новое. О них имеется постановление Поместного Собора 1917 - 1918 гг. (см. Собрание определений, вып. 1, гл. IV, отд. V), согласно которому и действовал митр. Сергий" (13 - стр. 136).
Сам акт разрыва отношений иосифлян с митрополитом Сергием был засвидетельствован 26 декабря 1927, когда два викария Ленинградской епархии епископы Сергий (Дружинин) и Димитрий (Любимов) подписали и вручили епископу Петергофскому Николаю (Ярушевичу), как заместителю временно управляющего Ленинградской епархией, следующий документ:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сие есть свидетельство совести нашей (2 кор. 1:12), непозволительно нам долее, не погрешая против уставов Святой Православной Церкви пребывать в церковном единении с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергием, Митрополитом Нижегородским и его Синодом и со всеми, кто единомыслен с ними. Не по гордости, да не будет сего, но ради мира совести, отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права и внесшего великое смущение "и дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия" (из послания Африканского Собора к папе Келестину). И решаемся мы на сие лишь после того, как из собственных рук митр. Сергия приняли свидетельство, что новое направление и устроение русской церковной жизни, им принятое, ни отмене, ни изменению не подлежит.
Посему, оставаясь, по милости Божией, во всем послушными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, сохраняя апостольское преемство через Патриаршего Местоблюстителя Петра, Митрополита Крутицкого, и имея благословение нашего законного Епархиального Митрополита, мы прекращаем каноническое общение с Митрополитом Сергием и со всеми, кого он возглавляет: и впредь до суда "совершенного собора местности", т, е. с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого Митрополита Сергия сохраняем молитвенное общение лишь с теми, кто блюдет "да не преступаются правила отец"... и да не утратим по малу неприметно тоя свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков (Из 8-го правила III Вселенского Собора). Аминь.
Епископ Сергий, Епископ Димитрий". (13 - стр.140)
Уже 30.12 1927г. на внеочередной сессии Синода было принято постановление за № 208 о запрещении в священнослужении епископов Димитрия и Сергия, а также было дано указание епископу Николаю применить те же меры прещения в отношении священников, заявивших о своем отделении.
Желая воспрепятствовать распространению раскола, митрополит Сергий 31.12.1927г. выпускает Послание ко всем верным чадам Церкви. Из этого Послания хотелось бы выделить следующие положения:
1. Декларация о лояльности к государственной власти дала уже положительные результаты
- легально открываются епархиальные советы на местах - Ленинград, Смоленск, Тверь, Вологда и т.д.;
- пустующие кафедры замещаются;
- появилась связь между Центральной Церковной Властью и епархиями;
- завязываются официальные отношения с Православными Церквями за границей (Восточные Патриархаты, Японская, Литовская, Латвийская, Польская и Финляндская Церкви и пр.);
2. Однако церковная разруха еще велика и для преодоления ее нужно единство, которое усиленно подрывается сознательными и несознательными разрушителями Церкви;
3. Мы не прервали апостольского преемства, не отступили от Православия и не пошли на сближение ни с обновленцами, ни с григорьевцами, ни с самосвятами, ни с Лубенцами и пр.
4. Призыв к единству с законной Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода при нем. (6 - стр.547)
В этот период появляются дошедшие до нас документы раскольников, обосновывающих свою "позицию". Это :
1. "Ответ митрополита Иосифа (Петровых) по поводу перевода митрополита на Одесскую кафедру" с попыткой обоснования своего отказа;
2. Письмо митрополита бывшего Ленинградского Иосифа (Петровых) к ленинградским иосифлянам от 7.01.1928г. с апологией отмежевания от митрополита Сергия.
3. Письмо протоиерея Валентина Свенцицкого митрополиту Сергию от 12.01.1028г. с заявлением об отделении;
4. Письмо епископа Гдовского Димитрия (Любимова) "к отцам настоятелям" от 17.01.1928г. с призывом к отделению от митрополита Сергия;
5. Письмо митрополита Иосифа (Петровых) к одному петроградскому архимандриту с оправдание5м своего разрыва с митрополитом Сергием. (6 - стр. 550-563).
Ввиду непреклонности раскольников, отвергнувших Постановление Патриаршего Местоблюстителя и Синода при нем от 30.12.1927г. о запрещении их в священнослужении, митрополит Сергий уже 25.01. 1928г. выпускает Постановление №17 "по делу о раздорнической деятельности и учинению раскола и смуты:
"1. Принимая во внимание, что Преосвященный Гдовский Димитрий не подчинился постановлениям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода и не только служит в состоянии запрещения, но и продолжает чинить смуту и раскол, распространяя среди верующих клевету на Высшую Церковную Власть, якобы она уже отклонилась от Православия, призывает народ порвать молитвенно-каноническое общение как с законным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, так и единомышленными с ним епископами, при этом епископ Димитрий и его единомышленники называют храмы, где поминают Митр" Сергия, "обновленческими храмами", православных пастырей - безблагодатными;
2. В своем ослеплении расколом еп. Димитрий дошел до такого безумия, что один из православных храмов (Спаса на водах) публично назвал храмом сатаны, и на основании 28 и 34 пр. Св. An., 13, 14, 15 пр. Двукратного Собора, 38 пр. Карафаг. Собора - Преосвященного Димитрия уволить от управления Гдовским викариатством на покой, с оставлением под запрещением в священнослужении и предать его за учинение церковного раскола, с одной стороны, и за служение в состоянии запрещения - с другой, каноническому суду православных епископов; - Преосвященного Копорского Сергия, давшего обещание отмежеваться от раздорников и быть верным и послушным сыном Православной Церкви и Высшей Церковной Иерархии, но не исполнившего данного им обещания и продолжающего служить в состоянии запрещения: на основании 28 и 34 пр. Св. An., 13, 14, 15 пр. Двукр. Собора и 38 пр. Карфаг. Собора - лишить титула Копорского, оставив на покое под запрещением, и предать его каноническому суду православных епископов.
3. а) Преосвященным Шлиссельбургскому Григорию и Колпинскому Серафиму предписать незамедлительно по получении указа внести поминовение за богослужением имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя;
б) предписать Преосвященным в ближайший воскресный или праздничный день при совместном ли служении с Преосвященным Петергофским или по его указанию в одном из храмов Ленинграда, а в Александра-Невской Лавре обязательно в проповеди заявить со всею решительностью, что они не только отмежевываются от раздорников епископов, но и осуждают Преосвященных Димитрия и Сергия и др. за раскол и церковную смуту, и призвать верующих к единству с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и со всею Православною Церковью;
в) в случае невозможности, по каким-либо причинам, исполнить в указанный срок предписанного в пункте "б" представить в трехдневный срок объяснение и вполне определенное заявление об осуждении ими епископов Димитрия и Сергия с их соумышленниками и о полном своем отмежевании от образованного "самочинного сборища" и о своем послушании законной Церковной Власти в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода;
Преосвященным Шлиссельбургским Григорием и Колпинским Серафимом, по докладе о сем Преосвященного Петергофского Николая, иметь о них суждение.
4. Членам Патриаршего Священного Синода, Преосвященным Архиепископам: Вологодскому Сильвестру, Костромскому Севастьяну и Самарскому Анатолию предложить в срочном порядке выбыть в г. Ростов и в личной беседе с Преосвященным Митрополитом Иосифом, которую они имеют должным образом запротоколировать, запросить его:
а) с его ли ведома, согласия и благословения Преосвященный бывший Гдовский Димитрий и бывший Копорский Сергий распространяют обращение и воззвание к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенно-каноническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и единомышленными с ним епископами, обвиняя последних в утрате чистоты Православия и церковной свободы и призывая верующих объединиться около одного якобы православного Митрополита Иосифа;
б) признает ли Митрополит Иосиф приведенную выше резолюцию от 25 декабря 1927 г. на рапорте Ленинградских викариев и распространяемую ныне раздорниками за свою резолюцию;
в) в случае отклонения Митрополитом своей ответственности за распространяемую от его имени литературу и непризнания им своей резолюции от 25 декабря 1927 г. предложить ему в особом кратком послании оповестить ленинградскую паству о своем отмежевании от происходящей церковной смуты, с осуждением епископов-раздорников и всего их "самочинного сборища" и о своем молитвенно-каноническом общении с Высшей Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода и о неизменном им послушании;
г) по докладе упомянутых выше членов Патриаршего Синода о результатах беседы с митр. Иосифом иметь о нем суждение.
5. Постановление о Епископах Димитрии и Сергии объявить к сведению ленинградской православной паствы особым посланием Заместителя, сообщив копии с настоящего определения и упомянутого послания, и всем Епархиальным Архиереям к сведению" (13 - стр.144).
Видимо, всерьез опасаясь за судьбу Русской Церкви, уже на другой день после только что приведенного Постановления, а именно 26.01.1928г. подписывается "Указ Заместителя Патриаршего местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода епархиальным Преосвященным по вопросу о созыве в недалеком будущем Второго Поместного Собора Русской Православной Церкви" за №124. В Указе прямо сказано: "Раскол в Русской Церкви, нестроения и смуты от лиц, отошедших от нас и внесших расстройство во всю церковную жизнь, требуют напряжения всех церковных сил, как со стороны епископата, так и со стороны духовенства и лучших из мирян. Умиротворить Русскую Церковь, наладить церковную жизнь, водворить дисциплину среди клира может только Православный Собор" (6 - стр.567).
Собор, конечно же, в ближайшие годы созвать не удалось, но отчаянное намерение это сделать показывает всю драматичность ситуации.
Постановление от 21.01.1928г. на самих раскольников должного действия не произвело. Депутация от Синода своей поездкой к митрополиту Иосифу не только не достигла цели, "но в какой-то степени укрепила в митрополите Иосифе решимость порвать молитвенно-каноническое общение с митр. Сергием" (13 - стр.148).
В этот момент Митрополит Иосиф, ко всему прочему, присоединяется еще и к Обращению митрополита Агафангела с "ярославской группой" об отделении от митрополита Сергия.
Дальше - больше. Митрополит Иосиф накладывает резолюцию о согласии возглавить движение отложившихся Петроградской епархии (6 - стр.575). 8.02.1928 митрополит Иосиф выпускает Обращение к ленинградским викариям, пастырям и верующим Ленинграда, в котором он объявляет себя Ленинградским митрополитом (6 - стр.575). Не считая себя более связанным распоряжениями митр. Сергия и Синода, митр. Иосиф опротестовал свое якобы незаконное удаление с кафедры и, признав сам себя Ленинградским митрополитом, поручил временно управление епархией епископу Димитрию, а епископа Григория благословил продолжать служение в Александро-Невской Лавре в качестве наместника.
В главе о ярославском расколе уже приводилось Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Синода от 29.03.1928г. , где дается краткий анализ имеющихся на тот момент "расколов" и налагаются церковные прещения на их виновников. Церковной властью было принято решение об увольнении от занимаемых кафедр и о запрещении в священнослужении митрополита Иосифа (Петровых), епископа Димитрия (Любимова), епископа Сергия (Дружинина) (6 - стр.587). Однако, раскольники были неумолимы и не прекращали своей раскольнической деятельности. Но государственный террор, прокатившийся по всей Церкви, "заглушил" этот раскол. Митрополит Иоанн (Снычев) по этому поводу пишет:
"К концу года из всех вождей раскола на свободе оставался лишь еп. б. Нарвский Сергий (Дружинин), но большого влияния он не имел. Судьба его доподлинно неизвестна, однако вскоре он тоже исчез с арены церковной жизни. Вероятнее всего, он разделил участь своих единомышленников.
Таким образом, остатки иосифлянской паствы лишились всех своих руководителей и были оставлены на произвол судьбы. Часть отколовшихся, смирившись с обстоятельствами, присоединилась к Православной Церкви, другая, более упорная, скиталась по городам и весям, все дальше удаляясь от живительных источников и умирая на пути удаления без покаяния и причащения Христовых Тайн.
В 1930 году иосифлянский раскол прекратил свое существование" (13 - стр.179).
Церковно-канонические проблемы, которые пришлось разрешать митрополиту Сергию, не ограничились этим. Из внутренних оппозиционеров назовем:
- Глазовского епископа Виктора (Островидова) с последователями;
- митрополита Казанского Кирилла (Смирнова);
- "непоминающих" и "катакомбников" по всей стране.
|