6.3 Согласие Декларации с политикой Патриарха Тихона.
Первая мысль Декларации - мы действуем в соответствии с линией Патриарха Тихона на легализацию Церкви в государстве и установлении нормальных отношений с властями. Надо отметить, что эта политика Патриарха была принята Церковью. Патриарху не были предъявлены обвинения в нарушении каких-либо канонов по поводу стремления к нормализации отношений с властью. Эти обстоятельства сами по себе свидетельствуют о церковно-канонической легитимности политики митрополита Сергия, продолжающей линию его предшественника.
Итак, известно, что после 1923 Патриарх Тихон перешел от политики осуждения (и даже анафематствования) властей к политике налаживания отношений. Так, выйдя из заключения, Святейший Патриарх Тихон 28 июня 1923г. обратился к пастве с Посланием. В нем, в частности, говорится: "… Мне ставят в вину (обновленцы - М.Б.), будто я всю силу своего морального и церковного авторитета направлял на ниспровержение существующего гражданского и общественного строя нашей жизни. Я, конечно не выдавал себя за такого поклонника Советской власти, каким объявляют себя церковные обновленцы…, но зато Я и далеко не такой враг ее, каким они Меня выставляют. Если Я в первые годы существования Советской власти допускал иногда резкие выпады против нее, то делал это вследствие своего воспитания и господствовавшей на бывшем тогда Соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться… Я еще в начале 1919г. старался отмежевать Церковь от царизма и интервенций, а в сентябре того же 1919г. выпустил к архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве Церкви в политику и о повиновении распоряжениям Советской власти, буде они не противны вере и благочестию… Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все … поймут, что Я Советской власти не враг".
Эти же положения о взаимоотношениях с властью содержатся и в других посланиях периода 1923 - 25г.г. (например, в посланиях от 1.07.1923г., 15.07.1923г., 08.1923г.). И, наконец, так называемое "предсмертное завещание" Патриарха вполне согласно с вышеизложенным. Более того, Патриарх Тихон ради умиротворения властей и по настоятельному их требованию Постановлением от 7.10.1923г. благословляет введение григорианского календаря. И лишь недоразумение воспрепятствовало исполнению этого Постановления на всей территории России.
Таким образом, очевидно, что Декларация митрополита Сергия с точки зрения отношения к Советской власти не противоречит политики Патриарха Сергия.
Более всего нападкам противников Декларации было подвергнуто то место, где написано: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Эта фраза ничего не добавляет в церковно-каноническом плане к простому признанию гражданской власти, но в эмоциональном отношении оказывает сильное воздействие на читающих. Причем, гораздо более сильное, чем в этой фразе заложено. Ведь патриотическое чувство сопереживания (радостям успехам и неудачам) относится к слову "родина", а не к "Советскому Союзу". Но, к сожалению, всего лишь эмоциональность восприятия повлекла за собой канонически недопустимые, раскольнические последствия.
|