6.2 Христианские апологеты об отношении к власти, преследующей христиан.
Обратимся к тому, что оставили нам в наследство апологеты христианства первых веков. Они, защищая Церковь перед императорами-гонителями, доказывали, кроме прочего, что христиане - не враги любой власти. (16, 17)
Иустин Философ и Мученик (+ 166г.):
- "Что же касается до общественного спокойствия, мы (христиане - М.Б.) вам содействуем и способствуем в том более всех людей" ("Первая Апология", 12).
- "Мы везде стараемся, прежде всего, платить подати и повинности поставленным от вас чиновникам, ибо такова Его (Христа - М.Б.) заповедь. … Поэтому, хотя и поклоняемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей и молясь о том, чтобы вы при царской власти были одарены и здравым суждением". ("Первая Апология", 17).
Афинагор Афинянин (II в.)
- "Вы же, государи, удостойте меня вашего царского одобрения за то, что я опроверг клеветы и доказал наше благочестие, кротость и благонравие. Какие люди более заслуживают получить просимое, как не мы, которые молятся за вашу власть, чтобы сын, как требует справедливость, наследовал от отца царство, и чтобы ваша власть более и более утверждалась и распространялась и все вам покорствовало?" ("Прошение о христианах" гл. 37)
Мелитон Сардийский (+ около 170 г.).
- "… И если это (гонение на христиан М.Б.) делается по твоему повелению,- пусть делается так, царь справедливый никогда не захочет чего-либо несправедливого; и мы охотно принимаем участь такой смерти. Если же это определение вышло не от тебя, то мы … просим не предоставлять нас такому грабительству" ("Отрывок 1-й").
Тертуллиан (+ после 220г.)
- в "Апологии" (гл.30) пишет: " мы испрашиваем императорам здоровья у Бога вечного. …Мы всегда молимся за императоров, чтобы жизнь их была продолжительна, власть - безмятежна, семья - безопасна, государство - спокойно, и обо всем том, чего желает человек и император". (18 - стр.356)
Итак, Спаситель и его Апостолы заповедали и в Священном Писании закрепили долг христианина почитать любую власть и молиться за нее пред Богом. Церковные писатели первых веков христианской истории уверяют нас, что христиане в условиях жесточайших гонений исполняли этот Завет Христов и являли собой примерных граждан и патриотов своего Отечества. И, наконец, Церковное право своим Правилом закрепляет обязанность христианина почитать и уважать любую власть. [1]
Необходимо, однако, помнить и то, что Господь поставил предел повиновению государственной власти - когда власть посягает на существо христианской веры.
"… Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4:19).
Рассмотрим теперь содержание Декларации.
[1] Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский (784-806г.) терпел незаконный брак императора Костантина и всяческие притеснения от него поскольку в противном случае император грозился воздвигнуть иконоборческие гонения. Этот пример привел глава зарубежного духовенства митрополит Антоний Храповицкий в своей статье "Не надо смущаться", оправдывая перед своими собратьями уступки патриарха Тихона властям (19 - стр.101)
|