Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Православный лекторий   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru








Рейтинг@Mail.ru
   
   Статьи - "Патриарх Сергий и его церковно-каноническая деятельность".

5.2 Признание ВЦУ.

Однако, к сожалению, одним из первых шагов митрополита Сергия, имевших общецерковное значение, был шаг ошибочный. Речь идет о признании и поддержке органа обновленцев - Высшего Церковного Управления (ВЦУ).

Либерально- обновленческое движение в Церкви зрело со времени первой русской революции. После октябрьского переворота обновленчество встало в полный рост и начало наступление на Православие. Новая власть решила использовать обновленческое движение в борьбе с Церковью. Один из вождей революции Л.Б.Троцкий (Бронштейн) предложил спровоцировать церковный раскол. Затем, удалить Патриарха Тихона и обеспечить приход в церковное управление обновленцев. (8 - стр.78)

В актив обновленцев входили: епископ Антонин (Грановский), священники С.Калиновский, И.Борисов, В.Быков, В.Красницкий, А.Введенский, Ев.Белков, Русанов, Ледовский, псаломщик С.Стаднюк. Именно они подписали провокационное "воззвание", осуждавшее несогласных с ними иерархов и призывавшее к отстранению их и к суду над ними. Обновленцы потребовали от Патриарха оказаться от престола и передать власть епископу Антонину (Грановскому) или епископу Леониду (Скобееву). Патриарх согласился передать власть до созыва Собора митрополиту Ярославскому Агафангелу и письмом просил "прибыть его в Москву без промедления". Письмо повез обновленец Красницкий, но власти воспрепятствовали приезду митрополита Агафангела в Москву. Обновленцы, пользуясь тем, что Патриарх находился под домашним арестом, потребовали передачи им канцелярии Святейшего Патриарха. Под давлением ГПУ и других обстоятельств, Патриарх согласился "поручить поименованным ниже лицам (подписавшим заявление священникам-обновленцам: Введенскому, Белкову, Калиновскому - М.Б.), принять и передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу (Преображенскому), по приезде в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии Преосвященному Иннокентию (Летяеву), епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду (Скобееву), епископу Верненскому, при участии столоначальника Невского". Как быть, если митрополит Агафангел в Москву не приедет, Патриарх никаких указаний не дал. И тогда обновленцы истолковали вышеприведенную резолюцию как акт передачи им церковной власти. Они в мае 1922г. с согласия властей создали Высшее церковное управление (ВЦУ) во главе с Преосвященным Антонином (Грановским), "ввиду устранения Патриархом Тихоном себя от власти" (8 - стр.79).

Итак, создан новый орган высшей церковной власти - ВЦУ. Каноническая незаконность его следует из фактов, изложенных выше, а также подтверждена последующим ходом событий. Теперь уже факт признание или непризнание ВЦУ церковной иерархией стал относиться к области церковно-канонического деяния.

Как уже было сказано, Митрополит Сергий признал ВЦУ. 16 июня 1922 года в обновленческом журнале "Живая церковь" вышел "Меморандум трех":

"Мы, Сергий (Страгородский), Митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким (Мещерский), Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Серафим (Мещеряков), Архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Церковного Управления, считаем его единственной канонической законной Верховной Церковной Властью, и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий.

    Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский.
    Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
    Серафим, архиепископ Костромской и Галичский".
    (6 - стр.218)

Учитывая авторитетность подписавших Воззвание архиереев, особенно митрополита Сергия, случившееся внесло смущение в ряды епископата. Так к июлю 1922 года только 36 из 73 епархиальных архиереев оставались верными Патриарху Тихону, остальные признали ВЦУ. В Петроградской епархии, например, не признали ВЦУ:

    Священномученик митрополит Вениамин (Казанский)
    Епископ Ямбургский Алексий (Симанский) (признал на короткое время)
    Епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников)
    Епископ Иннокентий
    Епископ Николай (Ярушевич).

За отказ сотрудничать с ВЦУ они последовательно были арестованы (митрополит Вениамин - расстрелян) и к началу 1923 г. православный Петроград остался без канонических епископов.

Разъясняя свою церковно-каноническую позицию, митрополит Сергий в обращении к духовенству г. Владимира в частности писал: "3. В моем обращении к ВЦУ указаны условия, под которыми я признаю возможным сохранить общение с группою "Живая Церковь". Если условия эти будут нарушены и постановления съезда утверждены, я прекращаю церковное общение. 4. Ответа на мое обращение пока нет. Нет у меня данных относительно моих условий. Поэтому необходимо распоряжения ВЦУ пока исполнять (в указанных границах). Протоиерея Тихонравова я признаю уполномоченным ВЦУ и предложил ему созвать совещание Владимирского духовенства". (9 - стр.625)

Церковно-каноническую оценку позиции митрополита Сергия высказал его викарий по Владимирской епархии епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). В Рапорте своему правящему архиерею он писал: "Вашему Высокопреосвященству угодно было признать ВЦУ, захватившее высшую власть в Православной Русской Церкви, и исполнять его распоряжение Вам признать уполномоченного ВЦУ и дать согласие на учреждение в г. Владимире Епархиального управления. Я уже неоднократно заявлял Вашему Высокопреосвященству, что не признавал и не признаю ВЦУ как законный орган Высшей Церковной власти. … Посему, имея в виду бывшие сегодня в г. Владимире выборы членов Епархиального Управления, проведенные по указке откуда-то совне, а не по Вашим указаниям, я считаю своим долгом заявить Вам, что я решительно отказываюсь от совместной работы и от каких-либо сношений с протоиереем Тихонравовым, уполномоченным какого-то ВЦУ, власти, по моему глубокому убеждению, безусловно незаконной, захватнической, так и с другими деятелями - представителями какой-то Живой Церкви. … Прошу Вас, как моего митрополита (а отнюдь не ВЦУ, которое я не признаю), уволить меня на покой …" (9 - стр.17)

Ошибочность признания ВЦУ, в конце концов, осознал и сам митрополит Сергий. 27 августа 1923 г. он всенародно принес покаяние перед Патриархом. "Без мантии и клобука, без архиерейской панагии и наперсного креста произносил он покаянные слова". После земных поклонов митрополит Сергий принял от Патриарха мантию, панагию с крестом, белый клобук и посох. (8 - стр.104) Воссоединение с Патриархом мы можем тоже отнести к церковно-каноническому поступку.

Вышел из обновленческого раскола и другой автор "Декларации трех" - архиепископ Серафим (Мещеряков). В своем покаянном слове он прямо называет признание ВЦУ "церковно-дисциплинарным преступлением" (6- стр.330).

[1] Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на докладной записке, поданной на имя Его Святейшества делегацией "Инициативной группы прогрессивного духовенства" . (6 - стр.217)

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008