4. Собор.
Поместный Собор Русской Церкви открылся в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1917 г. Впервые после 200 лет синодального периода был избран Патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон. Это величайшее церковное событие прошло, однако, без сколько-нибудь значительного участия Архиепископа Сергия. Он возглавил один из отделов Соборного Совета (органа управления Собора). Стоит лишь заметить, что имя владыки Сергия тоже было в списке кандидатов в Патриархи, но в его поддержку высказалось всего 5 человек. Однако, избрание Патриарха состоялось по способу и обряду, предложенному владыкой Сергием еще в 1905 г. Суть этой процедуры состояла в выборе из трех кандидатов путем жребия. (1 - стр. 892).
Необходимо отметить участие архиепископа Сергия в т.н. "грузинском вопросе". Давнее желание грузинской иерархии "восстановить" автокефалию Грузинской церкви вылилось в самочинные и неканонические деяния.
В марте 1917 г. собрание грузинского духовенства и мирян провозгласили аквтокефалию Грузинской церкви. В этом же году духовенство и паства избрали Католикосом всея Грузии епископа Кириона (1917-1918), по национальности грузина, и приступили к учреждению новых митрополичьих и епископских кафедр, а также к возведению на них новых епископов. Сразу после избрания Католикоса "грузины, - как сообщает свидетель данных событий священник Владимир Егоров, - приступили к национализации духовно-учебных заведений, состоящих еще в ведении Святейшего Синода. (5)
Синод Русской церкви не признал этого неканонического деяния.
Летом 1917 года Грузинская Церковь направила в Святейший Синод особую депутацию для того, чтобы она известила Святейший Синод о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви и приветствовала бы его. Архиепископ Финляндский Сергий заверил, "что русскому церковному сознанию никогда не была чужда мысль о необходимости возвратить Грузинской Церкви ее прежнее устроение... Если эта мысль до сих пор не находила осуществления, то этому были особые", не зависящие от церковных деятелей, причины. "Теперь, в дни общей освободительной весны, русское церковное сознание готово приветствовать исполнение... давнишней мечты" православных грузин, и русские иерархи надеются, "что Бог все устроит во благо. Некоторые шероховатости в этом деле сгладятся" и что на предстоявшем Поместном Соборе Русской Православной Церкви должна была состояться братская встреча представителей двух Церквей для нахождения пути к взаимному пониманию. К сожалению, в этот период схизма так и не была преодолена. И лишь в 1943 г., после избрания митрополита Сергия Патриархом, вопрос был урегулирован, и Русская Православная Церковь даровала автокефалию Церкви Грузинской.
|