Предсоборная деятельность.
С декабря 1906г. архиепископ Сергий получил вызов в Синод, и его церковно-каноническая деятельность приобрела новый оттенок - Церковь готовилась к Собору. Архиепископ Сергий стал неизменным членом Предсоборного Присутствия (1906г.) и Предсоборного Совещания. Поместный Собор есть высший орган церковного управления и потому подготовка к нему, созыв и проведение чрезвычайно насыщены каноническими вопросами.
Предсоборное Присутствие в указе Святейшего Синода от 14 января 1906 г. характеризуется как "особое Присутствие из представителей церковной иерархии и других духовных и светских лиц, известных своими научными трудами и познаниями в области богословия, церковной истории, канонического права и церковной практики" (подчеркнуто мной - М.Б.). Предсоборное Присутствие состояло из семи отделов, рассматривавших различные вопросы церковной жизни. Председателем седьмого отдела был архиепископ Сергий Страгородский. Этот отдел занимался вопросами "ограждения православной веры от воздействия других конфессий, старообрядчества и сект с учетом законов о веротерпимости" (3). В рамках этой проблемы, кроме прочего были рассмотрены:
1. меры по сохранению строгой церковной дисциплины среди верующих,
2. упрочение внутренней жизни в приходах,
3. вопросы о смешанных браках с католиками и протестантами.
Все перечисленные вопросы имеют прямое отношение к церковному праву. Вопрос же о смешанных браках имел продолжение в совместном заседании четвертого, шестого и седьмого отделов. После продолжительных дискуссий одиннадцатью голосами против десяти было решено признать законными следующие браки православных:
1. с армяно-григорианами,
2. с католиками,
3. с англиканами,
4. с лютеранами,
5. с реформатами,
6. с теми сектантами, которые веруют во Христа как Сына Божия и приняли водное крещение,
7. со староверами.
Архиепископ Сергий на заседании Предсоборного Присутствия, где была принята рекомендация о восстановлении Патриаршего Престола в России, был среди 33-х архиереев, высказавшихся за наименование Первоиерарха Русской Церкви Патриархом.
На заседании Предсоборного Присутствия 30 ноября 1906 г. Владыка Сергий высказывался о канонах, как основе церковной жизни. Он допускал икономию, когда она "прямо вынуждается данными обстоятельствами жизни. Церковь и церковная власть иногда оказываются в таком положении, что исполнение прежде созданных канонов немыслимо и, следовательно, никто и не вправе требовать их исполнения. Бывают положения, когда мы должны вспомнить слова Спасителя, что суббота для человека, а не человек для субботы. Каноны суть нормы, которыми человек возводится к совершенству. Но бывает положение, когда акривия (буквальное исполнение канонов) вместо совершенства может довести человека до погибели. Настаивать в этом случае на исполнении канонов значило бы поступать как раз против канонов, против той цели, которую они преследуют, значило бы совершать преступление" (1 - стр. 121)
Предсоборное Совещание, учрежденное Синодом и действовавшее в течение 1912 г., разрабатывало проблемы церковной реформы и подготавливало Поместный Собор. Председателем Совещания был назначен архиепископ Сергий. Работа Совещания, в соответствии с задачами, также была насыщена церковно-канонической проблематикой, однако все заседания были закрытыми и подробные отчеты о них не публиковались. (1 - стр. 887)
Архиепископ Сергий высказывался также и "о составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Русской Церкви". Так и называлась его статья, опубликованная в Церковном вестнике в 1905 г. (N 51-52). В ней владыка Сергий на основании церковных канонов, утверждает преимущественное право епископата перед мирянами и клириками на участие в соборах с решающим голосом.
После свержения самодержавия в феврале 1917 г. произошла смена всех административных лиц, связанных с монархической властью. 14 апреля 1917 г. был распущен и прежний состав Священного Синода. Единственным, кто остался, был Финляндский архиепископ Сергий. Он и возглавил Синод нового состава. Так что как созыв Поместного Собора, так и все предсоборные мероприятия происходили под непосредственным руководством архиепископа Сергия.
В этот период на волне общедемократической эйфории стали избирать епархиальных архиереев. Участвовал в таких выборах на Владимирскую кафедру и архиепископ Сергий. Эти выборы с канонической точки зрения интересны по двум причинам.
Во-первых, участие народа в выборах епископа - церковная практика первых веков христианства. Так, Зонара в толковании 1-го Апостольского правила (о поставлении епископа) объясняет: "В древности, когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать, на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата". (4 - т.1 стр.47). Об участии народа в выборах епископа упоминается и в толкованиях на 36 Апостольское Правило, 4 правило 1-го Вселенского Собора и др.(4) Уместность введения выборности правящих и викарных архиереев в 1917 году мы в данной работе не рассматриваем.
Во-вторых, одним из претендентов на Владимирскую кафедру был протоиерей Налимов. Претензии представителя белого духовенства на епископскую кафедру - это явное пренебрежение церковно-канонической практики и проявление обновленческих тенденций.
|