2. До собора.
Как известно, священнослужение имеет три степени - дьяконство, иерейство и архиерейство. Церковно-канонический аспект в реальности присущ преимущественно архиерейскому служению. В январе 1901 г. архимандрит Сергий (Страгородский) Указом Святейшего Синода был назначен на должность ректора Петербургской духовной академии и возведен во епископа Ямбургского . С этого времени мы и можем начать отсчет его церковно-канонической деятельности.
Во время своего ректорства епископ Сергий высказывался относительно церковно-канонического строя Русской Церкви. Как известно, главным и самым долговременным отступлением в этом смысле было упразднение Патриаршества и замена его Синодом, подконтрольным обер-прокурору. Такое положение прямо противоречило 34-му Апостольскому правилу, гласящему: "Епископам всякого народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…" (это подтверждается и другими правилами). Епископ Сергий на одном из заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии сказал: "Прежде, при соборном правлении, как бы редко ни бывал какой-нибудь архиерей на Соборах, он все-таки считался непременным членом Собора, имел право голоса, мог прислать своего заместителя, мог представить свое мнение и пр. Центральная власть, оставаясь, конечно, властью, не была для него внешним авторитетом, потому что и он считал себя причастным этому авторитету. Синод же поставил себя прямо в качестве безусловной, почти безапелляционной власти над каждым представителем русской иерархии. … Перемена произошла радикальная, изменился, можно сказать, самый дух церковного правительства". (2)
|