Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Православный лекторий   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru








Рейтинг@Mail.ru
   
   Статьи - "Патриарх Сергий и его церковно-каноническая деятельность".

1. Введение.

Патриарх Сергий, без всякого сомнения, является одним из великих церковных деятелей XX века. Он посвятил себя делу Церкви всецело, от отрочества и до смерти. Унаследовав священнослужение от отца и деда, закончил свой земной путь Патриархом Всероссийским.

Церковное служение Сергия (Страгородского) пришлось на период излома отечественной истории. Это обстоятельство придавало, на первый взгляд, простым событиям и решениям церковным великое историческое значение и ответственность. Без преувеличения можно сказать, что деятельность владыки Сергия на всех церковных должностях была, как ни у кого другого, насыщена церковно-каноническими вопросами. Особенно это касается периода, когда митрополит Сергий оказался во главе Русской Церкви. Сложнейшая историческая обстановка, невиданные со времен первых веков христианства репрессии, многочисленные расколы, "непоминание" предстоятеля многими священнослужителями и мирянами внутри самой Церкви и другие обстоятельства в своей совокупности являются беспрецедентными в церковной истории.

Тем значительнее и интереснее с исследовательской точки зрения роль фактически возглавлявшего нашу Церковь Митрополита, а впоследствии и Патриарха, Сергия.

В данной работе мы остановимся исключительно на церковно-канонических аспектах деятельности Патриарха Сергия.

Но каким образом из многогранной жизни и церковной деятельности Патриарха Сергия выделить церковно-каноническую составляющую?

Рассмотрим несколько примеров. Священнослужитель совершает Божественную Литургию. Основное содержание здесь - богослужебное или литургическое. Но имеет ли священнослужитель каноническое рукоположение, не состоит ли под запретом, имеет ли священник благословение от архиерея служить именно в этом храме, освящен ли храм, в котором происходит богослужение - от этого зависит, может ли совершаться здесь, сейчас и этим священником Божественная Литургия. Это уже моменты не литургического, а церковно-канонического характера и в некоторой своей части регламентируются 31-м правилом 6-го Вселенского Собора. Далее, 29 правило 6-го Вселенского и 41 правило Карфагенского Соборов обязывают священнослужителя совершать Литургию натощак. Когда после "Отче наш" или перед причащением народа священнослужитель говорит проповедь, то опять вступает в область не только гомилетики, но и церковно-каноническую. Ибо 58-е Апостольское Правило, равно как и 19 правило 6-го Вселенского Собора обязывают "по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины". И так во многом - разные аспекты христианской жизни пребывают в совокупности и единстве. Хотя есть моменты, где церковно-канонический сторона ни с чем не смешивается. Например, издание архиереем указа о назначении или переводе священника на тот или иной приход, о запрещении его в служении или разрешении. Акт о признании той или иной группы раскольнической также есть церковно-каноническое деяние. А вот признание кого-либо еретиком и наложение прещения на него, помимо церковно-канонического, имеет еще и догматический аспект. Недавнее решение Священного Синода об уточнении богослужебного диалога между священником и дьяконом после Великого входа на Литургии имеет чисто литургический характер. А введение прошения о новой власти в сугубую ектенью в 20-е годы носит еще и церковно-канонический оттенок, т.к. касается светской власти.

Итак, мы будем выделять в многогранной церковной деятельности Патриарха Сергия те деяния, акты, решения, мнения, суждения и пр., которые в той или иной мере касаются:
"- источников канонического права,
- церковного устройства,
- инстанций церковной власти и управления,
- видов церковной власти,
- брачного права Церкви,
- имущественного права Церкви,
- взаимоотношений Православной Церкви с инославными церквами и нехристианскими религиозными общинами и государством". (Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. 2004г. стр. 37).

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008