Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Православный лекторий   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru








Рейтинг@Mail.ru
   
   Статьи

Правда Божия и правда человеческая.

Очень часто, желая придать значимость сказанному, мы призываем на помощь понятие "ПРАВДА".

    "…я сейчас скажу правду"
    "я всегда говорю правду в глаза"
    "я люблю правду"
    "наша газета независимая, поэтому мы пишем правду".

Подобными предисловиями мы пытаемся выделить сказанное из иной словесной массы, придать ему некую возвышенность, харизматичность. "Вы знаете, Иванов вчера напился. Это правда, клянусь, сама видела". Подобное этому слышим и говорим много раз в день и даже не задумываемся, уместно ли здесь слово правда. Ведь тот же Иванов позавчера весь день провел в трудах, вечером помог жене и день закончился вполне благопристойно. И в житейском смысле это тоже правда. Уже получается две правды. Если мы продолжим перечень достоверно известного о бедном Иванове - получим уже много правд, что противоречит изначально заданной возвышенности понятия ПРАВДА. Действительно, если ПРАВДА, то она должна быть одна. А если их много, то это уже не ПРАВДА.

Назовем это более скромно - ФАКТ.

А что же такое ПРАВДА?

Ничего себе вопрос. Где же искать на него ответ? В литературе? Поэзии? Социологии? Философии? Но все это плод человеческого умствования. Здесь, как и в истории с Ивановым - сколько авторов столько и правд. ПРАВДА по природе своей выше. Ведь как бы мы ни хотели объективно оценить, например, человека, мы можем учесть очень ограниченный, известный нам, перечень его поступков, черт характера, привязанностей, увлечений и пр. Из всего известного нам мы субъективно выбираем то, что считаем важным и каждой составляющей человеческой личности приписываем тот или иной вес по сравнению с другими. Например, "он в меру скуп, но хитер до бесконечности". Как же далеко от ПРАВДЫ то неуклюжее сборище известных нам фактов.

Если на земле не получается найти ПРАВДУ, обратим взор на небо.

Согласно православному учению ПРАВДА является одним из свойств Бога. Христианский катихизис митрополита Филарета дает следующее понятие о Боге: "Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеПРАВЕДНЫЙ …" .О том же читаем и у Иоанна Дамаскина: "Бог - Существо несозданное, безначальное …ПРАВЕДНОЕ …" На Божьих весах абсолютно все наши качества и поступки справедливо и беспристрастно взвешены и именно Он содержит ПРАВДУ обо всем и обо всех.

Что же человек, неужели он совершенно непричастен ПРАВДЕ?

Откроем Священное Писание. "Правда Божия через веру во Христа во всех и на всех верующих …" (Рим.3.22). Оказывается, может человек приобщиться ПРАВДЫ, но через веру. Апостол Павел далее, развивая эту мысль, пишет: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим.4.8).

Итак, приближение человека к ПРАВДЕ возможно только через личную праведность во Христе. Каждый же наш грех, сокрушая праведность и удаляя нас от Бога, уменьшает вероятность ПРАВДИВОГО взгляда на жизнь. Святитель Феофан Затворник, рассматривая в частности грех любостяжания, пишет: "Самый большой враг правды - любостяжание. При нем весы правды твоей будут клониться к кривде" .

В повседневной жизни сложно руководствоваться догматическими определениями и Священное Писание в помощь нам обобщает понятие Бога - "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4.8). Да и сам Спаситель все заповеди сводит к одной - Любви (по отношению к Богу и к ближнему). И именно в той мере, в которой Любовь наполняет наше существо - мы приближены к Богу а, стало быть, и суждения наши приближены к ПРАВДЕ.

Возьмем нелицеприятный факт - человек праздно проводит время, нигде не работает и не учится. В отношении к дальнему знакомому из наших уст это будет звучать "осудительно-безразлично". Если же мы отнесем это к своим детям, которых, конечно же, любим (главное, что бы не безумно), то наряду со справедливым обличением будет присутствовать и сожаление, и сочувствие, и желание помочь, и осознание собственной родительской вины в этом. Это второе суждение будет содержать в себе более ПРАВДЫ, чем первое. И, вообще, все, о чем мы говорим с ненавистью, завистью, корыстью не может быть ПРАВДОЙ, каким бы несомненным фактом это не было.

На этом можно бы и закончить. Но среди бесконечного множества людей, справедливость суждения о которых неразрывно связана с чувством искренней христианской любви к ним, есть один, в отношении которого это правило не действует. Это Я Сам. Нелепо же утверждать, что чем больше я себя люблю, тем объективнее и правдивее о себе рассуждаю и рассказываю другим. Здесь, видимо, наивысшей ПРАВДОЙ будут слова, которые христианин произносит в самый ответственный момент своего земного пребывания - перед причащением Тела и Крови Христовых: "…от них же (грешных) первый есмь аз" . Вообще, писания святых угодников Божиих исполнены самоуничижения. Что это, лицемерие? Ведь ясно же окружающим, что бичующий себя отнюдь не хуже других. О прощении каких грехов тысячу дней на камне молил Бога преподобный Серафим Саровский? Нам и двух минут много. Дело в том, что угодивший Богу удостаивается видеть Величие Божие, перед которым любое человеческое величие, в том числе и его собственное, становится ничтожным. И в этом великая ПРАВДА. Мы же, чаще всего, способны сравнивать себя только с соседом, и здесь нашему величию нет предела. Но это, к сожалению, есть только печальный ФАКТ.

Священник Михаил Бунтилов,
апрель 2004.




[1] Митрополит Филарет "Пространный христианский катихизис" Издательство Московской Патриархии.1997г. стр. 24

[2] Иоанн Дамаскин " Точное изложение православной веры" Издательство "Приазовский край" Москва - Ростов-на-Дону 1992г. стр.113

[3] "Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником" Правило веры. М. 2002г.

[4] Из молитвы св. Иоанна Златоустого, читаемой во время Божественной Литургии перед Причастием.

[5] Великий философ, узревший бесконечность познания и сказавший: "Я знаю только то, что ничего не знаю", ведь не глупее самодовольного школьника, считающего, что он уже всему выучился.

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008