Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Православный лекторий   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru








Рейтинг@Mail.ru
   
   Сайт Храма Святой праведной Иулиании Лазаревской - НОВОСТИ

В конце марта, в КГТА проходила XXXI студенческая научно-техническая конференция по философии. Была заявлена тема "Русская философия серебряного века". Руководитель: Чекалина Н.И.

План конференции включал два полных дня. Сначала обсуждалось религиозное видение человека в русской идеалистической философии, затем, собственно, проблемы русской философии серебряного века.

В качестве судейской комиссии были приглашены: Кузьмина В.И., Ларионов А.С. (преподаватели кафедры БЖД), священник Михаил Бунтилов, профессор Александров А.Ю.

Были подняты основные проблемы русской мысли 19 - начала 20 века. Это извечные вопросы смысла жизни и любви, оправдания бога, и т.д. Аудитория познакомилась с идеями Соловьёва, Бердяева, Хомякова, Достоевского, Толстого и других писателей и философов, составившими сокровищницу русской и мировой мысли.

Важно уяснить, что речь идет именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве всех ее творцов.

Серебряный век - не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъемом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В этот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать уже упоминавшегося В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, Г. Федотова, И. Ильина, С. Булгакова, Е. и С. Трубецких.

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки,- А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъема нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов - С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке. В изобразительном искусстве возникали целые художественные школы, направления, и среди них - "Мир искусства" во главе с живописцем А. Бенуа.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

Невозможно не упомянуть имя С. Дягилева, организатора знаменитых "русских сезонов" в Париже, чей высочайший талант импресарио утвердил достижения человеческой культуры в Европе, открыл для мира русский балет.

Для того чтобы яснее понять причину феноменального культурного подъема в конце XIX - начале XX века, который справедливо называют "русским ренессансом", необходимо прежде всего обратиться к атмосфере духовной жизни России на рубеже веков, ставшей условием развития поэтического творчества.

Философ Н. Бердяев попытался охарактеризовать это культурное явление с позиции диалектики. Вот что он писал по данному поводу в книге "Самопознание":

"Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму... Но все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения. Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности... Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Были возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости... Культурно-духовное движение того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу."

Важно ещё раз подчеркнуть, что это эпоха, когда русский народ позволил себе мыслить своим собственным умом.

Состоявшееся мероприятие доказало, что сегодня не забыты труды и свершения того великого времени.

Проведение подобного рода конференций обязательно даже в технических ВУЗах. Здесь человек может если и не получить прямые ответы на интересующие его вопросы бытия, то хотя бы понять по какому пути нужно идти для их решения. А вопросы эти интересуют каждого, как бы он, возможно, не пытался доказать обратное, в первую очередь самому себе. Слишком уж эти вопросы интересны и всеобъемлющи, что бы просто пройти мимо них.

Мероприятие прошло на достаточно высоком уровне для гуманитарной науки в техническом ВУЗе. Особенно интересно было послушать мнения двух сторон: технической и гуманитарной, вернее, религиозной, представленных в судейской комиссии. Недостаток, скажем так, ораторского искусства докладчиков, с лихвой компенсировался содержанием и уровнем глубины освещаемых вопросов.

Горячими спорами была сдернута пелена забвения с вопроса о смысле жизни. И хотя большей ясности, чем уже есть, добиться не удалось, подавляющему большинству наиболее неопровержимой показалась версия отца Михаила. Она заключалась в представлении смысла жизни через, собственно, окончание земного бытия человека.

Не забытой оказалась и великая "Русская идея" Николая Бердяева, о которой нам поведал учащийся гр. ЛС-104 Волков Игорь. Данная тема обсуждалась "в контексте веков", а именно XIX - XXI. Интересно было сравнить тогдашние и сегодняшние воззрения нашей нации на этот вопрос. Нечего и говорить, что тема эта сейчас очень актуальна.

Затронули умы слушателей и правовые идей русской христианской философии, освещенные Александром Медведевым из гр. Г-204. Сошлись на том, что, обсуждая вопрос об отношении права и нравственности русская философская и юридическая мысль рубежа XІX - XX веков peшала проблему не просто истоков национального права, но проблему более значимую - проблему основ национального бытия.

Александр Юрьевич мастерски аппелировал своими обширными религиозными познаниями и осведомленностью в религиозной политике. С помощью чего и не преминул поставить в тупик двух докладчиков, рассуждавших о религии и любви. Впрочем задавать, кажущиеся тупиковыми вопросы всегда нужно. В частности возникли разногласия по поводу понимания сущности религии между профессором и докладчиком студентом гр. Г-204 Пахомовым Артемом, опиравшимся на взгляды великого русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого. Порешили на том, что Лев Николаевич "забыл" о персоналистических основах христианства, хотя его отлучение от Церкви все же было неверным шагом.

Огромный интерес вызвал вопрос о сущности любви, вынесенный на обсуждение студенткой гр. Б-104 Александрой Созиновой. Были рассмотрены взгляды Соловьева и других "творцов" этой темы. Наибольшей поддержки удостоилось мнение Соловьева, для которого любовь - не только субъективное переживание, но активное вторжение в жизнь. Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче через слово мысли, так истинное значение любви не в простом испытывании чувства, а в том, что благодаря тому совершается в деле любви, в преображении социальной и природной среды.

Не осталась без внимания и философия Ницше. Был развеян миф о его, скажем так, фашистских наклонностях. Все ещё раз восхитились этим человеком, который даже будучи тяжело больным, продолжал жить и творить. Этим мы обязаны учащемуся гр. МТ-104 Коврову Кириллу.

Первая секция окончилась стихами одного из слушателей. А именно Борданова Евгения, вдохновившегося обсужденными темами.

Окончание второй секции, разумеется, сопровождалось торжественным вручением грамот.

Места распределились следующим образом:

I секция:

1. Волков И.С. ЛС-104 "Русская идея: XIX - XXI вв."

2. Докучаева Е.С. Б-104 "Религиозный характер русской идеалистической философии"

3. Коновалова Л.А. МТ-104 "Человек как нравственная субстанция в русской философии"

II секция:

1. Медведев А.В. Г-104 "Правовые идеи русской христианской философии"

2. Колесникова Т.Г. Б-104 "Христианские мотивы творчества Ф.М. Достоевского"

3. Ковров К.В. МТ-104 "Русская философия и Ницше"

Докладчики, занявшие первые места, являют собой полные противоположности друг друга. Волевой характер и властный голос Игоря соперничают с целеустремленностью и умением доказывать свои идеи Александра. Интересно, что было бы, выступай они в одной секции?

Жаль не все слушатели прониклись свободным духом великой русской философии. И жаль что сие событие не получило какого-либо освещения в академической печати.

В заключительном слове после конференции член судейской комиссии А.С. Ларионов сказал, что присутствовал на многих конференциях, но такого уровня подготовленности докладчиков он не видел.
 
Пахомов Артем.

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008